Flashnote || Телекоммуникационный сектор || Итоги полугодия: “Большая тройка” борется за интернет, а Ростелеком за Tele2

10.09.2013

Flashnote || Телекоммуникационный сектор || Итоги полугодия: “Большая тройка” борется за интернет, а Ростелеком за Tele2

Финансовые и операционные результаты российских телекоммуникационных компаний

Сезон отчетности за 1 п. 2013 г. для российских телекоммуникационных компаний завершен, и мы хотели бы отметить последние тенденции в бизнесе операторов «большой тройки».

Общее число абонентов по-прежнему растет минимальными темпами на фоне высокой степени проникновения услуг сотовой связи в России (по состоянию на 2 кв.2013 г. penetration ratio достиг 150%). На наш взгляд, можно сделать вывод об окончательном завершении периода, когда рост абонентов был основным драйвером роста выручки. Понимая это, операторы с 2011 г. ограничили конкурентную борьбу, сократили расходы на привлечение и выплаты дилерских комиссий и сосредоточились на работе с уже имеющимися абонентами.

Во 2 кв. 2013 г. показатель ARPU (средняя выручка на абонента в месяц) вырос в годовом сопоставлении у всех 3-х ключевых операторов сотовой связи, при  этом темп роста ARPU от нетрадиционных услуг с высокой добавленной стоимостью (value-added services, VAS) почти в 2 раза опередил темпы роста традиционного ARPU и ускоряется в отличие от композитного показателя. Другой важный операционный показатель – MOU (среднее количество минут на абонента в месяц) – тоже продемонстрировал повышение, хотя стоит отметить, что рост этого показателя также замедлялся.

На наш взгляд, большее внимание в текущих условиях стоит уделить динамике показателей сегмента передачи данных. Так, объем трафика на абонента в месяц (DSU) у МТС увеличился за год более чем в 2 раза и почти сравнялся с показателем МегаФона – традиционного лидера в сегменте передачи данных (999 Мб против 1254Мб, соответственно). Отметим также, что Вымпелком не предоставляет подробной информации, однако по косвенным признакам можно предположить, что тенденции схожи с теми, которые наблюдаются у «коллег» из «большой тройки».

Финансовые результаты «большой тройки» были достаточно неплохими: выручка по сравнению со 2кв 2012г выросла от 5% у МТС и Вымпелкома до 8.4% у Мегафона, при этом у всех кроме Вымпелкома  можно отметить рост рентабельности по OIBDA по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Интересно отметить, что доля выручки от нетрадиционных, но высокомаржинальных услуг (таких как мобильная передача данных, ШПД)  стабильно растет с 3кв 2012г (график справа).

Основные тенденции на мировом рынке телекоммуникационных услуг

В этом разделе мы сравниваем тенденции, происходящие на наиболее близком к России европейском рынке телекоммуникаций с ситуацией на российском рынке в попытке определить вектор будущего развития российских компаний.

Стоит отметить, что в последнее время европейские операторы испытывают слабый рост выручки. По сути, после финансового кризиса 2008 года индустрия находится в стагнации. На графике, представленном ниже, сразу можно обратить внимание на стабильное снижение выручки от телефонной связи (как мобильной, так и стационарной), но доходы от нетрадиционных  услуг (платное ТВ, мобильная передача данных, ШПД) пока компенсирует это снижение. В целом мы видим, что здесь тенденция идентична происходящему на российском рынке.

Хотя насыщение рынка мобильной связи уже закончилось как в России, так и в Европе, необходимо отметить, что траты на услуги телекоммуникаций в развитых странах гораздо выше, что можно отметить из графика ниже. Как результат, показатель ARPU в развитых странах заметно превышает данные российских операторов.

Скачать файл обзора